ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 октября 2021 г. № 6 Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь

02.12.2021

Требования к руководящим кадрам усилены с 24 октября 2021 года.
 

Декрет № 6 скорректировал Декрет от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и вступает в силу с 24 октября 2021 г.

 

Рассмотрим основные нововведения.

Отстранение от работы

Подпункт 3.4 п.3 Декрета № 5 дополнен следующими положениями:

«3. Предоставить руководителям организаций право:

3.4. незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, до устранения нарушений, а также в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин».

Напомним, что наниматель не вправе самостоятельно на локальном уровне закрепить основания, по которым работника можно или следует отстранить от работы.

«Если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин» - относительно новое основание отстранения, которое наниматель имеет право применять с 30 июня 2021 г.

Под действие нового основания отстранения от работы попадают не только призывы к прекращению работы по политическим мотивам, но и призывы к забастовкам, которые запрещены законодательством. Например, работникам субъектов промышленной безопасности, имеющих опасные производственные объекты, запрещено принимать участие в забастовках (ч.3 ст.26 Закона от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности»).

Новое основание увольнения, которое отнесено к дискредитирующим

Подпункт 6.141 п.6 Декрета № 5 дополнен новым основанием, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения.

К нему отнесено основание увольнения, предусмотренное п.10 ч.1 ст.47 ТК, - нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Это основание увольнения применяется без учета требований ст.43 и 46 ТК (поскольку не относится к основаниям увольнения по инициативе нанимателя (то есть не предусмотрено ст.42 ТК)). Но оно является одновременно мерой дисциплинарного взыскания (п.4 ч.1 ст.198 ТК), то есть при увольнении по п.10 ч.1 ст.47 ТК следует соблюсти требования гл.14 ТК.

С 24 октября 2021 г. надо дополнительно соблюдать и требования Декрета № 5, в частности п.7. То есть до увольнения работника провести проверку допущенных им нарушений, результаты оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника.

Рассматриваемое основание увольнения может быть в случае нарушения порядка обработки персональных данных.

 

Справочно

Обработка персональных данных - любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, предоставление, удаление персональных данных (абз.6 ст.1 Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»).

Но на самом деле обработка персональных данных формально шире перечня действий, который приведен в указанном определении, и такой перечень не является исчерпывающим

Прием на работу лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам

С 24 октября 2021 г. для целей Декрета № 5 надо использовать унифицированную форму характеристики, установленную Совмином, с учетом требований к ее содержанию согласно ч.2 п.9 Декрета № 5.

Определение характеристики, а по сути требование к ее содержанию и форме, приведено в примечаниях к ч.2 п.9 Декрета № 5:

характеристика - официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Совмином.

До этого времени не было четких требований к содержанию и форме характеристики, ее оформляли согласно п.17 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совмине от 26.03.2004 № 2:

характеристика - официальный документ, содержащий сведения о трудовой, общественной или иной деятельности работника. Она оформляется на стандартном листе бумаги формата A4 или общем бланке в произвольной форме. В характеристике указываются:

• название вида документа (характеристика);

• имя, отчество, фамилия характеризуемого;

• текст с указанием года рождения, образования, занимаемой должности, структурного подразделения, стажа работы в данной организации и в данной должности, деловых и моральных качеств, оценки трудовой деятельности, повышения профессиональных качеств, наличия поощрений, правительственных наград, а также целевого назначения характеристики.

Внешняя характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя.

Право и обязанность на запрос характеристики и сведений о правонарушениях. Нарушение установленного порядка как грубое нарушение трудовых обязанностей

Увеличен срок выдачи характеристики (ч.1 п.11 Декрета № 5)

Согласно обновленной норме наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

То есть срок выдачи характеристики изменен с 5 до 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса (ч.3 ст.26 ТК сохраняет прежний срок). Наниматель при приеме на работу гражданина вправе запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Возникает коллизия между НПА - в этом случае субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями НПА большей юридической силы (ч.2 п.1 ст.70 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»):

• в случае расхождения декрета или указа Президента с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом (п.2 ст.23 Закона № 130-З). То есть действуют нормы (сроки), указанные в Декрете № 5.

Введена обязанность нанимателей запрашивать характеристики с прежних мест работы, данные о правонарушениях лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам (ч.2 п.11 Декрета № 5)

С 24 октября 2021 г. при приеме на работу в госорганизации наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать как минимум у всех работников (граждан, если использовать терминологию ч.3 ст.26 ТК) (то есть как по служащим (все трех категорий), так и по рабочим):

• характеристику с предыдущего места его работы;

• характеристику из госорганизации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. Если таким местом работы было несколько госорганизаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

В данном случае речь идет о двух разных характеристиках, которые, полагаем, не исключают друг друга. Так, одна характеристика именно с предыдущего (последнего) места его работы, а вторая из госорганизации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет .

Если работник в течение предшествующих 5 лет нигде не работал, то все равно нужна характеристика с предыдущего места его работы, то есть независимо от срока, который прошел с даты увольнения.

 

Нарушение порядка приема на работу, установленного Декретом № 5, - грубое нарушение трудовых обязанностей (п.12 Декрета № 5)

В новой редакции п.12 Декрета № 5:

1) закреплено, что нарушение порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков выдачи характеристик признается грубым нарушением трудовых обязанностей,

2) установлено, что виновные действия должностных лиц, указанные в ч.1 п.12 Декрета № 5, повлекшие причинение ущерба государственно собственности или существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность по УК. То есть таким образом повышено внимание к порядку приема на работу в госорганизации и на руководящие должности;

3) говорится о нарушениях не руководителем организации, а должностными лицами в целом. То есть расширен перечень лиц, неправомерные действия которых признаются грубым нарушением трудовых обязанностей. Также, по сути, расширен и перечень случаев такого нарушения. Ранее это, как правило, было нарушение порядка приема на руководящие должности, а сейчас (с 24 октября 2021 г.) в целом прием на работу в госорганизации без запроса характеристики и т. п.

  

В отношении работников, которые приняты на работу в нарушение Декрета № 5, в том числе если они скрыли факт увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, наниматель вправе рассмотреть вопрос о прекращении с ними трудового договора (контракта) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

• на основании п.3 ст.44 ТК, то есть в связи с нарушением установленных правил приема на работу;

• на основании п.7 ст.44 ТК, то есть в связи с возникновением установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

12 октября 2021 г. № 6

Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь

В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

1. Внести в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» следующие изменения:

подпункт 3.4 пункта 3 дополнить словами «, до устранения нарушений, а также в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин»;

пункт 6 дополнить подпунктом 6.141 следующего содержания:

«6.141. нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных;»;

часть вторую пункта 9 изложить в следующей редакции:

«Согласование назначения осуществляется на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик* с предыдущих мест работы за последние пять лет.

______________________________

* Для целей настоящего Декрета под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.»;

пункты 11 и 12 изложить в следующей редакции:

«11. Наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее – государственная организация), наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

характеристику с предыдущего места его работы;

характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;

сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.

12. Нарушение предусмотренного настоящим Декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.

Виновные деяния должностных лиц, указанные в части первой настоящего пункта, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.».

2. Совету Министров Республики Беларусь принять меры по реализации настоящего Декрета.

3. Настоящий Декрет вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

 

А.Лукашенко